Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения многих жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений,
вступать во взаимодействие с внешней средой, быстро адаптироваться и
функционировать в ней; способность применять знания, полученные в школе для
решения повседневных задач.

Для успешного обучения ребенок должен уметь работать с информацией:
• Осуществлять поиск информации;
• Отделять главное от второстепенного;
• Проверять факты на основе имеющейся информации;
• Анализировать данные;
• Делать выводы, обобщения;
• Устанавливать причинно-следственные связи;
• Применять собственный опыт для решения поставленных задач;
• Полученную информацию применять в решении повседневных жизненных
задач и на основе этого формировать свою жизненную позицию.

Составляющие функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность– определяет способность учащегося мыслить
    математически, формулировать, интерпретировать и использовать
    математические знания для решения задач не только в теории, но и в жизни; дает
    возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать
    правильные решения, совершать логичные действия; позволяет объяснять,
    описывать и прогнозировать отдельные явления;
  • Читательская грамотность– позволяет учащемуся воспринимать и понимать
    прочитанную информацию, размышлять о сведениях, которые получает,
    формирует способность применения текстовой информации в достижении своих
    целей, определяет эрудированность и степень взаимодействия с обществом.
  • Естественнонаучная грамотность– способствует формированию естественнонаучного мировоззрения; позволяет описывать объекты, процессы и события с
    точки зрения всех естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии),
    что приводит к целостному восприятию картины мира.
  • Финансовая грамотность– формирует знание и понимание финансовых
    понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных
    финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
    благополучия личности и общества, а также возможности участия в
    экономической жизни.
  • Креативное мышление— компонент функциональный грамотности, под
    которым понимают умение человека использовать свое воображение для
    выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения
    задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность продуктивно
    участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей,
    направленных на получение
    инновационных и эффективных решений, нового знания.
  • Глобальные компетенции– способность критически рассматривать с
    различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного
    взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические,
    расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими
    людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому
    достоинству; включают способность эффективно действовать индивидуально
    или в группе в различных ситуациях; оцениваются также заинтересованность и
    осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением,
    открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/;

 

Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

Банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/


Учителя и обучающиеся имеют возможность зарегистрироваться в Российской Электронной Школе (РЭШ) по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и использовать эту учетную запись в работе с электронным банком заданий.


Полная информация по ФГ : https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

 Институт стратегии развития образования Российской академии образования https://instrao.ru/

 

Математическая  грамотность: https://drive.google.com/file/d/1lYAdMzqh3qkX0BKDJQxH5EV17hwIkd0L/view

 

Креативное мышление:

https://drive.google.com/file/d/1KfhIiz9dyq0YZ0FzygQGefhlCC2ZyatY/view?usp=sharing


Нормативные документы