Функциональная грамотность – способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения многих жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений,
вступать во взаимодействие с внешней средой, быстро адаптироваться и
функционировать в ней; способность применять знания, полученные в школе для
решения повседневных задач.
Для успешного обучения ребенок должен уметь работать с информацией:
• Осуществлять поиск информации;
• Отделять главное от второстепенного;
• Проверять факты на основе имеющейся информации;
• Анализировать данные;
• Делать выводы, обобщения;
• Устанавливать причинно-следственные связи;
• Применять собственный опыт для решения поставленных задач;
• Полученную информацию применять в решении повседневных жизненных
задач и на основе этого формировать свою жизненную позицию.
Составляющие функциональной грамотности:
- Математическая грамотность– определяет способность учащегося мыслить
математически, формулировать, интерпретировать и использовать
математические знания для решения задач не только в теории, но и в жизни; дает
возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать
правильные решения, совершать логичные действия; позволяет объяснять,
описывать и прогнозировать отдельные явления; - Читательская грамотность– позволяет учащемуся воспринимать и понимать
прочитанную информацию, размышлять о сведениях, которые получает,
формирует способность применения текстовой информации в достижении своих
целей, определяет эрудированность и степень взаимодействия с обществом. - Естественнонаучная грамотность– способствует формированию естественнонаучного мировоззрения; позволяет описывать объекты, процессы и события с
точки зрения всех естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии),
что приводит к целостному восприятию картины мира. - Финансовая грамотность– формирует знание и понимание финансовых
понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни. - Креативное мышление— компонент функциональный грамотности, под
которым понимают умение человека использовать свое воображение для
выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения
задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность продуктивно
участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей,
направленных на получение
инновационных и эффективных решений, нового знания. - Глобальные компетенции– способность критически рассматривать с
различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного
взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические,
расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими
людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому
достоинству; включают способность эффективно действовать индивидуально
или в группе в различных ситуациях; оцениваются также заинтересованность и
осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением,
открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/;
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
Банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/
Учителя и обучающиеся имеют возможность зарегистрироваться в Российской Электронной Школе (РЭШ) по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и использовать эту учетную запись в работе с электронным банком заданий.
Полная информация по ФГ : https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
Институт стратегии развития образования Российской академии образования https://instrao.ru/
Математическая грамотность: https://drive.google.com/file/d/1lYAdMzqh3qkX0BKDJQxH5EV17hwIkd0L/view
Креативное мышление:
https://drive.google.com/file/d/1KfhIiz9dyq0YZ0FzygQGefhlCC2ZyatY/view?usp=sharing